1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
80 просмотров

БАМ — стройка века

50-летие Байкало-Амурской магистрали 

Байкало-Амурская магистрааль (БАМ) — железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяжённостью 4324 км. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Проходит примерно в 610—770 км к северу от Транссибирской магистрали и параллельна ей. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты. БАМ пересекает одиннадцать полноводных рек и проходит через 7 крупных горных хребтов.

Проект тихоокеанской железной дороги обсуждался ещё в конце XIX века, однако топографическая разведка местности началась в 1926 г. В 1932 г. на строительство БАМа были брошены силы заключённых ГУЛАГа: построен Бамлаг, который позже был переформирован в шесть исправительно-трудовых лагерей. После начала войны часть уже уложенных путей участка Бам — Тында в связи с нехваткой металла в стране по решению ГКО в 1942 г. была разобрана и отправлена на нужды обороны (строительство Волжской рокады). В 1958 г. был сдан участок Тайшет — Братск — Усть-Кут, и строительство приостановилось почти на 10 лет. Основной этап строительства магистрали пришёлся на 1974-1984 гг.

После возобновления работ в 1974 г. на стройку БАМа была привлечена молодёжь (комсомол). Западный и Центральный участки (от Тайшета до Тынды) сооружали гражданские строители, Восточный участок (от Тынды до Ванина) — железнодорожные войска. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет.

Железнодорожная магистраль, ставшая одним из самым дорогих инфраструктурных проектов в истории СССР, должна была помочь освоению природных богатств тех областей, по которым она была проложена. Было построено большое количество населённых пунктов.

В марте 1974 г. на выступлении в Алма-Ате, посвящённом 20-летию начала освоения целиныгенеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев впервые назвал БАМ «важнейшей стройкой девятой пятилетки». «Байкало-Амурская магистраль — железная дорога, которая пересечёт всю Восточную Сибирь и Дальний Восток… Вдоль неё вырастут посёлки и города, промышленные предприятия и рудники… Эта стройка станет всенародной. В ней примут участие все республики и, в первую очередь, наша молодёжь…» — сказал он.

Для привлечения кадров в апреле 1974 г. на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на которую отправились массы молодых людей (первый отряд был сформирован прямо на съезде). Также было принято решение о создании штаба строительства БАМа. Исторический вагон, в котором в Тынду в июле 1979 г. на первом пассажирском поезде из Москвы прибыли строители БАМа.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 г. «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) (680 км), линий Бам — Тында и Тында — Беркакит (397 км).

Для строительства БАМа в ФРГ были заказаны около 10 тысяч самосвалов и бортовых грузовиков марки «Магирус-Дойтц 232 D 19» с дизельным двигателем воздушного охлаждения. В СССР таких дизельных двигателей для гражданских машин не производили. Поставки были выполнены в 1975-1976 гг. Некоторые из этих машин работают и сейчас в регионах Сибири и Дальнего Востока. Работать на этих машинах считалось престижно, да и качеством и комфортом они отличались от отечественных, поэтому на них работали в основном отличники производства. Кроме того, наряду с отечественной в работах по строительству БАМа принимала и другая импортная техника производства западных стран и стран СЭВ.

В 1977 г. была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 г. — линия Тында — Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет — с 5 апреля 1972 г. по 27 октября 1984 г. 1 ноября 1989 г. были сданы в эксплуатацию последние 54 километра дороги на Северомуйском хребте и весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса. 29 сентября 1984 г. состоялась встреча бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского на разъезде Балбухта. 1 октября 1984 г. на станции Куанда было торжественно уложено «золотое» звено. Обе части дороги соединились в единое целое.

Восточный участок от Комсомольска-на-Амуре до Тынды сооружён железнодорожными войсками. Самый длинный в России Северомуйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 г., был пробит до конца только в марте 2001 г. и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 г.

Среди строителей преобладали (70 %) люди в возрасте до 30 лет, приехавшие со всей страны. 30 тысяч строителей награждены медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и другими государственными наградами. Несколько человек удостоены звания Герой Социалистического Труда. 30 мая 1985 г. принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О присвоении имени Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения».

Хроника якутского комсомола в строительстве БАМа

15 мая 1974 г. — проводили головную группу формирующегося отряда «Якутский комсомолец»

Июнь 1974 г. — первый отряд якутских комсомольцев-добровольцев отправился на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали

2 октября 1976 г. — впервые на территорию ЯАССР пришел железнодорожный поезд

Декабрь 1976 г. — сформирован первый строительно-монтажный поезд «Юность Якутии»

29 октября 1977 г. — завершилось строительство Байкало-Амурской магистрали

28 декабря 1977 г. — завершено строительство Малого БАМа

11 апреля 1985 г. — начало строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск

Стройка века в фотографиях

    

     

      

      

 Стихи и песни о БАМе

Первопроходцам

                                                                              Юрий Еварестов

Помнишь, друг, семьдесят пятый?

Бульдозер старый на боку.

Дымок над одинокой хатой,

До дна промерзшую реку?

Из теплой духоты вагонной

По бездорожию, в снегу

Рвались тяжелые колонны

В глухую черную тайгу.

Дрожали лиственниц вершины.

Мороз за пятьдесят стоял!

Ползли уставшие машины,

Оставив позади Ургал.

Звенел металл и зло, и звонко,

Земля вставала на дыбы.

…В бою горячем под Алонкой

Ложились первые кубы.

И в душах

Перед грядущим немощность и страх?

Да никогда!

Да ни за что, ребята!

Ведь нам идти той самой стороной,

Где каждый спутник

Станет кровным братом,

И юность – нестареющей сестрой!

А если уж случиться страшной буре,

Мы перед тем, как взять лихой подъем,

Присядем, выпьем чаю, перекурим

И даже невозможное пройдем!

 По БАМу пойдут поезда

                                                                              Г. Долгих

 В суровом краю, где тайга вековая,

Где скована вечной земля мерзлотой,

Сегодня идет, тишину разрывая,

Великая стройка страны молодой.

Шагая по тропам и сопки пронзая,

Тайгу разрезая и реки пленяя,

Байкало-Амурская, жизнь пробуждая,

На этой земле устремилась в века.

Здесь сильные люди и духом и телом,

Со всей необъятной Советской страны.

Мы славим любимую Родину делом,

Не разом дела в нашем мире слышны.

Мы строим с размахом, надежно, красиво.

Так совесть велит и рабочая честь.

Так партия нас, комсомольцев, учила

Рабочую честь от начала беречь.

И мы не уроним рабочего званья,

Мы солнце с землей породним навсегда.

И в этом краю под лучистым сияньем

Построим навечно свои города.

И будут встречать городские вокзалы

По БАМу несущиеся поезда.

По двум направленьям: к Амуру, к Байкалу.

Так будет! По БАМу пойдут поезда!

 Стихи о Южной Якутии

                                                                                         Алексей Михайлов

Где западный ветер

С размаху кюветит

Восчточные склоны дорог.

Где КрАЗов гуденье –

Сигнал к наступлению

В назначенный вовремя срок.

 

Где в синих просторах,

Сквозь мари и горы,

Как памятник нашим годам,

Останется врезана

Дорога железная

С названьем, как колокол, БАМ.

 

Где клик тепловозов,

Пугая морозы,

Несется навстречу пурге.

Где в ярком убранстве

В честь дружбы и братства

Взметнулись под небо сэргэ.

 

Где уголь чернеет,

Где сопки белеют

От первых осенних порош,

В стремлении светлом,

В труде беззаветном

Мужает страны молодежь.

 

Где в буднях заснеженных,

Под вьюгами свежими

Республики Завтра встает,

Где песнями дружная

Якутия Южная —

Там сердце мое поет!

 Песня о БАМе

                                                                                                                    Слова Р. Рождественского, музыка О. Фельцмана

Солнце в небе светит мудро,

Молодеет древний край.

От Байкала до Амура

Мы проложим магистраль.

 

Встретим зябкие рассветы,

Встретим долгую пургу.

В биографию планеты

Впишем мы свою строку.

 

Слышишь время гудит: БАМ!

На просторах крутых: БАМ!

И большая тайга покоряется нам.

Слышишь время гудит: БАМ!

На просторах крутых: БАМ!

Этот колокол наших сердец молодых.

 

Будет порою трудно.

Но земле любимой в дар

Лягут рельсы, будто струны

Наших песенных гитар.

 

Дорога железная

                                                                                                                                              Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского

Дорога железная, Байкало-Амурская –
Не очень широкая, но все же не узкая

Дорога железная, как ниточка, тянется…
А то, что построено, все людям останется.

Мы в землю морозную вгрызались лопатами
И грелись от холода кострами лохматыми

Дорога железная, как ниточка, тянется…
Кто слабый — не выдержит, кто сильный — останется.

Над сопками рыжими туманы качаются.
Тайги одиночество за нами кончается.

Дорога железная, как ниточка, тянется.
А сердце горячее — горячим останется!

 БАМ тутааччыларын туһунан ырыа

                                                                                                Федор Лобанов тыллара уонна мелодията

 БАМы тут, оҥор диэн партия норуоту ыҥырда.

Бойобуой эдэр саас дьэ турда.

БАМ ыстаал былчыҥа түллэҥнии мөхсөрүн

Бу үйэ күүһүгэр көрөҕүн.

 

Кыһыҥҥы да тымныы, сайыҥҥы да куйаас

Комсомол сүрэҕин чаҕыппат.

Кынаттаах дьыалаҕа бүгүҥҥү эдэр саас

Кыынньар күүс үлэтэ оргуйар.

 

Эн эрэн, сотору аар тайҕа маарыгар

Элбэх таас куорат дьэ күлүмнүө,

Сылайбат айаннаах поезпыт субуллан

Салгыны хамсатан үөгүлүө.

 

БАМ хотой дьонугар үлэһит сахаттан

Бу ырыа дууһаттан кутуллар.

Сүрэҕи күүрдэҥҥин бу ырыа аламай

Сырдык көй уоттанан дьэ умай.

БАМ аартыгар

                                                                                                                                 И. Гоголев тыллара, З. Степанов музыката                                

 Хорсун, хоодуот уолаттар

Ханна бугун тумсэллэр?

Кырасыабай кыргыттар

Ханна чуордук кулсэллэр?

Байкал-Амур аартыгар,

Эдэркээн саас аартыгар.

Саамай кэрэ ырыалар

Бугун онно төрүүллэр,

Саамай сырдык санаалар

Ньургуһуннуу үүнэллэр.

Байкал-Амур аартыгар,

Үйэ сүрүн аартыгар.

Ыраас уута күлүгүн

Көнө хатыҥ көрүнэр,

Ыйдаҥа түүн, сырдык түүн

Нарын сиккиэр сипсийэр.

Байкал-Амур аартыгар

Таптал-дьол аартыгар.

Хотой онно уйатын

Тутгар аар тиит мутугар,

Эдэр ыччат талыытын

Чоргуйбахтаан ыҥырар.

Байкал-Амур аартыгар,

Албаннаах аат аартыгар.